14 советов за 14 лет болезни (14 Tips from 14 Years Sick)

https://www.psychologytoday.com/blog/turning-straw-gold/201505/14-tips-14-years-sick

Больше четырёх лет назад я начала писать для Psychology Today, и одной из первых статей была «10 советов за 10 лет болезни». Прошло четыре года…и я всё ещё больна. 10+4 = 14, а значит пришло время для  «14 советов за14 лет болезни». Некоторые из них уже упоминались в предыдущих статьях, но это потому что они не теряют актуальности.

  1. Не думай, что жизненные перипетии вдруг притормозят.

Когда я заболела, то составила план: я подлажусь под болезнь и буду вести тихую спокойную жизнь. Но Джон Леннон был прав. Жизнь – это, то что происходит, пока вы строите планы.

Вот пример из невинной на первый взгляд недели в прошлом январе: произошло короткое замыкание, и мы в ванной без окон 10 дней не было света; наша микроволновка сломалась; а в заборе между домом и соседним парком появилась дыра такая большая, что сквозь неё могла пробраться собака. (Заметка: в случае крайней необходимости кусок фанеры и несколько кирпичей делают чудеса, но мы всё ещё не поменяли забор).

А потом (некоторые из вас знают) в ноябре 2014 года у меня был диагностирован рак груди. Нам удалось поймать его на ранней стадии, прогноз был благоприятным, но меня всё равно ждала операция (удаление), облучение, а теперь пятилетний курс медикаментов с побочными эффектами.

Один из моих наставников в буддизме Джозеф Гольдштейн говорит так: «Не случится это, случится что-то другое». Это может казаться негативным настроем, но как ни странно, с принятием правды этих слов мне стало проще справляться со сложностями и находить в этой жизни что-то хорошее.

  1. Откажитесь от мысли, что есть единственный правильный способ что-то сделать.

Раньше я упрямо верила, что есть правильный и неправильный способ что-то делать. Теперь я подхожу ко всему более творчески, и в результате моя жизнь стала гораздо более приятной. Один пример. До того как я заболела, мне казалось невозможным поужинать в пять часов вечера. Даже заболев и несмотря на то, что единственной возможностью отправиться куда-то поужинать было сделать это рано, я всё думала, что никто не ужинает так рано, я не буду голодна, это не будет праздником. Потом я попробовала, и с тех пор отправиться куда-то на ужин в пять часов вечера стало настоящим праздником.

  1. Попытайтесь выйти на улицу; смена обстановки может повлиять на настроение.

Когда меня охватывает грусть, мне помогает выйти на улицу, даже если я просто сижу минут 10-15 минут на заднем дворе. Если у вас нет заднего двора, попробуйте переднее крыльцо или пройтись вдоль дома. Даже если погода не идеальна, подобная смена обстановки может поменять настроение. Меня часто это наводит на мысли, что хорошего поделать, когда я вернусь. Иногда мне приходится заставлять себя выходить наружу, потому что в таком настроении мне просто не хочется двигаться, но это всегда того стоит.

  1. Готовьтесь к походу ко врачу.

Конечно, это не застрахует вас от разочарования, если что-то пойдёт не так, но это произойдёт не потому что вы забыли поговорить о серьёзной проблеме или задать важный вопрос. Я составляю список и предлагаю вам поступить также.

  1. Уделяйте внимание тому, что говорит ваше тело.

Если оно говорит вам перестать ходить в гости, найдите способ это сделать. Если оно вам говорит, что от медленной прогулки по окрестностям ему станет получше, прогуляйтесь. Прежде чем заболеть, я вообще не слушала своё тело. Теперь я всегда направлена к нему.

  1. Будьте избирательны в плане того, что вы смотрите по телевизору и что ищете в сети.

Однажды в январе мне было особенно плохо физически и как результат я была очень уязвима эмоционально. Я включила телевизор, чтобы посмотреть что-то приятное и попала на канал, в котором шла передача, посвящённая 70-летию освобождения Освенцима. Я оказалась лицом к лицу с изображениями ужасной жестокости.

На несколько мгновений я закрыла глаза и сказала себе: «Мы должны не забывать об этом». Я переключила канал и нашла теннисный матч и легла, слушая знакомые голоса комментаторов (я теннисный фанат, так что комментаторы как старые друзья). На мой взгляд, такая смена каналов была проявлением моей заботы о себе.

Я рекомендую вам также заботиться о себе, когда вы занимаетесь поисками в сети. Суть: будьте сострадательны к себе, выбирая, с чем взаимодействуете.

  1. Будьте избирательны и в выборе способов лечения.

Я получаю множество советов по лечению проблем со здоровьем. Я знаю, что люди хотят как лучше, но количество меня ошеломляет. Что работает для одного человека может не сработать для другого. К тому же альтернативные методы лечения очень дороги и не покрываются страховкой. Раньше я пробовала всё предложенное, но сейчас я очень избирательна.

  1. Примите, что некоторые люди от природы склонны ухаживать за другими, а некоторые нет.

Помогает понимать, что неспособность людей оказывать хороший уход не связана лично с вами. Она отражает их жизненную историю и возможно их страхи болезни и даже смерти. Раньше я расстраивалась, когда люди не заботились обо мне так, как мне казалось, они должны. Потом я поняла, что мне становится только хуже, когда я расстраиваюсь. Вне зависимости от моих желаний люди будут вести себя так, как они собирались себя вести.

Это понимание помогло увидеть, что эмоционально мне лучше, когда я с благодарностью принимаю любую поддержку и пропускаю остальное, включая мои взгляды на то, как люди должны себя вести…и включая мои переживания. Это не всегда просто, но я работаю над этим.

  1. Планируйте заранее.

Ужасно, когда я не могу справиться с ситуацией, потому что не запланировала заранее, и это негативно влияет на моё состояние. Теперь я всё планирую заранее. Нет, это не здорово, но так я могу предотвратить ухудшение симптомов: взять подушку для спины, потому что я могу застрять в очереди к врачу; убираться на кухне четыре дня, разделяя дела на части, чтобы справиться с ними; обозначить другу время, когда нужно закончить визит, потому что дольше я не выдержу. Да, я потеряла спонтанность, но это необходимый «побочный эффект» болезни.

  1. Если вы проводите много времени в одиночестве, подумайте о домашнем питомце.

Я знаю, что не все это могут, из-за ограничений жилья, финансов или аллергии. Я добавила это как совет, потому что мне собака помогла невероятно. В том числе потому, что мои животные всегда относятся ко мне, как будто я идеально здорова, и от этого мне хорошо. Это даёт мне перерыв от того, что я всё время думаю о себе как о хронической больной. Даже если всё, что вы можете себе позволить, это рыбка: маленькое живое существо не будет знать, когда вам плохо!

  1. «Попытка не пытка» – не забывайте об этом.

О подобном отношении говорил и корейский мастер Дзэн Ко Бонг (1890-1962). Это помогает и успокаивает. Иногда я настолько больна, что в моих силах только пробовать: попробовать накормить себя; попробовать не жаловаться другим; попробовать найти радость в пространстве между болью и болезнью. И когда это не удаётся, я могу попробовать ещё раз. Мне кажется, это словно подход «второй шанс». Мы все можем использовать множество вторых шансов!

  1. Когда думаешь о хронической болезни, лучше избегать вопросов «Почему» или «почему я», если только не кажется, что причина позволит что-то изменить в жизни и улучшить здоровье.

В моём опыте вопросы «Почему» и «Почему я» оказались неконструктивными, их порождает беспокойство. Ответ на эти вопросы для меня будет значить что-то, только если причина может привести к изменениям. Лучшее, что я могу для себя сделать – принять испытания, которые выпали на мою долю, как то, что случилось с телом в жизни, и собраться с духом в поисках лечения.

Я знаю, не все со мной согласятся, но может быть вас это успокоит (если нет, просто игнорируйте). Я не верю, что всё случается по определённой причине, в том плане, что жизненные испытания и препятствия – «тест», сможете ли вы быть лучшей версией себя. Я верю, что болезнь и боль случаются потому, что тело может заболеть и ему может быть больно.

За свою жизнь каждый сталкивается с проблемами со здоровьями. Мне кажется, я заболела, потому что это один из жизненных рисков. Это один из рисков, которые приходят с загадочной, непредсказуемой и потрясающей жизнью. Я не верю, что болезнь и боль – зашифрованные послания, которые я должна расшифровать и понять какой-то урок.

И наконец, два проверенных временем добрых совета:

  1. Будьте благодарны, что живёте в эпоху интернета.

Не могу представить, насколько сложнее было бы быть хроническим больным без возможности общаться с другими такими же людьми. Через социальные сети и этот блог я встретила людей по всему миру.

Если вы живёте один и не можете покидать дом, интернет-друзья могут быть вашим единственным источником поддержки. Так успокаивает понимать, что ты не один проходишь через это. Когда я думаю, насколько одинокими были хронические больные всего несколько десятилетий назад, я чувствую, что мне повезло жить в эпоху интернета.

  1. Когда ничто другое не работает, ложитесь в постель.

Этот совет я добавила в прошлом году, но думаю, он будет верным всегда. Этот прекрасный совет я впервые получила почти 14 лет назад от Брюс Кэмпбелл из CFS/FM Self-Help program, и до сих он служит мне верой и правдой.

Добавить комментарий

