Расплата (Payback)

http://jesscfs.blogspot.co.uk/2013/05/payback.html

Когда человек с МЭ/СХУ делает что-то за пределами возможностей своего тела, он страдает от усиления симптомов, или «расплаты». Для меня это предстаёт в форме головокружения, потери равновесия, безжизненности с отсутствием силы, усталостью и сильной болью.

Иногда расплата этого стоит. В субботу у меня был прекрасный день, который стоил вчерашней и сегодняшней расплаты. Я знала, что она придёт, но иногда ты принимаешь это как факт и решаешь провести день, зная, что за это будешь позже страдать. Мой выбор, моё тело. Расплата, правда, была довольно жестокой, и надеюсь, что она не продлится ещё дольше.

Сложно понимать, что порядка 99% людей моего возраста не испытывали бы проблем с тем, чтобы делать то, что я делала в субботу. Расплата длится гораздо дольше, чем изначальное усилие, это кажется довольно нечестным.

Также появляются и побочные эффекты от лекарств, если в результате тебе приходится принимать более сильные дозы из-за ухудшения симптомов, а потом кажется пустой тратой использовать болеутоляющие, чтобы просто вяло лежать в кровати. Теперь я также сталкиваюсь с проблемами взаимодействия лекарств, когда режим их приёма стал очень сложным.

Что ещё хуже, так это что расплата сильнее утром (по крайней мере, для меня), так что вечером ты думаешь, что завтра всё будет в порядке, но потом сон нарушается, потому что нечему отвлечь тебя от боли, и утром расплата снова распаляется вовсю. Ты чувствуешь себя гораздо хуже, чем думала, и сложно вытерпеть то, что симптомы сильнее ожидаемых.

Когда у меня был прекрасный день и я знаю, что прыгнула выше головы, не возникает проблем с тем, что на следующий я не могу подняться с кровати. В такие дни я принимаю это и научилась предвидеть.

Психологически сложно, когда расплата приходит неожиданно, и ты пугаешься, что спровоцировала релапс, или расплата кажется более сильной, чем ожидалось, и ты не можешь хотя бы немного взять боль под контроль.

Расплата довольно сложная штука, потому что нужно предвидеть её, ждать её и принимать. Ты не знаешь, насколько сильной она будет, так что ты не можешь всегда предположить, насколько стоит расплаты то, что ты хочешь сделать.

Есть также страх, что провоцируя расплату, ты можешь вызвать долгосрочные нарушения, но в данный момент не знаешь, насколько это так, потому что механизмы СХУ недостаточно поняты. Большую часть дней я провоцирую расплату некоторой степени тяжести, потому что продолжаю учиться и пока не вносила никаких изменений в этот процесс (хотя это сейчас обсуждается и наконец я ищу способы сократить напряжение, которому подвергаю тело). Я не вижу смысла в постоянном избегании расплаты за счёт качества жизни. Лично я не вижу смысла постоянно жить в рамках своих ограничений, чтобы симптомы были настолько слабыми, насколько возможно, потому что тогда у меня просто не было бы жизни. Да, некоторые посчитают это безрассудным по отношению к здоровью, но это не так – ни один доктор не говорил мне, что я делаю что-то неправильное или опасное, они поддерживали меня. Когда я слишком далеко захожу и травмирую себя, это явно глупо и не приносит пользы моему здоровью, но с повседневными выходами за пределы всё не так очевидно. Да, возможно это вызовет ухудшение состояния, но подобная реакция вероятна не на 100%, и я не узнаю, пока не попробую, с чем может и не может справиться моё тело. Чтобы знать границы, нужно их проверять.

Я не говорю, что мой подход к болезни подойдёт всем, но так я решила справляться с ней. Возможно, мне потребуется поменять подход и в будущем больше подладиться под болезнь, с учётом ухудшения состояния, но я ищу способы сделать жизнь более выносимой и буду отвечать соответствующе. Я не отношусь к болезни невнимательно, просто выбираю иногда жить и потом страдать от последствий.

Добавить комментарий

