Пережить праздники, если у вас хроническая болезнь (Surviving the Holidays when You’re Chronically Ill)

https://www.psychologytoday.com/blog/turning-straw-gold/201411/surviving-the-holidays-when-you-re-chronically-ill

Для человека с хронической болезнью и/или хроническая боль, праздники могут казаться заведомо проигранной ситуацией. Если мы участвуем во всём, то с большой вероятностью позже будем страдать от расплаты. С другой руки, если мы не будем участвовать, то столкнёмся с одиночеством и возможно отсутствия понимания со стороны других людей.

Я столкнулась с этой дилеммой на день благодарения, единственный зимний праздник, который мы с мужем отмечаем с другими людьми. Мы устраиваем ужин в честь этого дня. (Я использую слово «мы» довольно вольно, потому что муж делает большую часть работы). Приезжают сын с семьёй, брат мужа с золовкой, некоторые друзья. И вот моя дилемма: с одной стороны, мне хочется быть частью торжеств с самого начала и до конца, но сделав это, я на долгое время окажусь прикованной к кровати. С другой стороны, если я проведу большую часть времени в своей комнате, это будет эмоционально сложно. Моё решение? Я иду на компромисс, хотя этот компромисс и приводит к нескольким дням расплаты.

Вот мои четыре совета, как пережить праздничный сезон – от дня благодарения до нового года.

Составьте план действий до того, как все приедут или вы отправитесь в гости.

Это позволит вам не отказываться от лучшего друга хронически больного человека: пошагового подхода.

Я поняла, что встреча на день благодарения состоит из четырёх периодов:

  • взрыв общения когда люди только приезжают;
  • дальнейшее общение с перекусами в часы, предшествующие ужину;
  • ужин;
  • общение после ужина.

Хотя я составила свой план действий, надо признать, мне сложно его придерживаться. Я ограничиваю себя участием в двух из этих четырёх периодов. Я присутствую, когда люди приезжают, потом ухожу в комнату и лежу там, пока накрывают на стол. Я ем ужин со всеми, а после снова ухожу к себе.

Удовлетворяет ли это меня? Не очень. Но это мой компромисс…максимально возможное участие в социализации, которое я могу выдержать и которое приводит к минимальной расплате.

Ваша возможность участвовать может отличаться от моей. Я предлагаю вам заранее оценить, что лучше для вас, с учётом ваших ограничений. Если у вас будет план, вам будет гораздо легче себя дисциплинировать. (Надеюсь, если вы будете в гостях, там найдётся комната, где вы сможете полежать).

Также помогает, если вы скажете кому-то из присутствующих, кому можете доверять, о своём плане. Тогда он подтолкнёт вас – «Почему бы тебе не отдохнуть перед ужином»? Но предупреждаю: ответственность всё равно лежит на ваших плечах, потому что ваш «помощник» может увлечься общением или подготовкой блюд и забыть о том, чтобы предупредить вас. Со мной такое происходило. Суть: я знаю, что пошаговый подход – это моя ответственность.

Понизьте ваши стандарты в отношение подарков и готовки.

Это мне очень помогло. Теперь все покупки я делаю в интернете. Мне не хватает возможности побывать в магазине со всеми его декорациями, праздничной музыки и детей, с широко раскрытыми глазами выстроившихся в очередь к Санте. С другой стороны, я совсем не скучаю по очередям. И к тому же мне нравится онлайн шоппинг.

Недавно я ещё понизила мои стандарты и начала покупать подарочные карты. Сперва мне было стыдно это делать, но лишь до тех пор, пока подруга не подарила мне подарочную карту на Amazon. Мне понравилось! Да, это не такой личный подарок, как упакованный презент, но снова, мне не пришлось вскрывать коробку и пялиться на что-то, что я  никогда не буду использовать. С помощью этой карты я купила себе новое покрывало для кровати, на которое бы никогда не потратила свои деньги. Выбрав то, которое я хотела, я послала ссылку своей подруге. Она была рада увидеть, что я выбрала именно то, что мне хотелось.

Что касается готовки, я поняла, что можно немного расслабиться и никто не заметит. В последние два года моё участие в подготовке к ужину сводилось к приготовлению тыквенного пирога. Я всегда гордилась основой, которую готовила, но теперь у меня не хватает энергии, чтобы сделать всё с нуля, и муж покупает готовую. В первый раз я чувствовала себя ужасно из-за этого. Но все съели пирог и никто не заметил, я получила одни комплименты. Да, я заметила…но я была единственной. И решила, что пора отказаться от правила «я должна сделать пирог с нуля».

И бонусом за понижение стандартов в отношение подарков и готовки становится то, что наверняка вы окажетесь человеком, который предъявляет к себе гораздо более высокие требования, чем все остальные. Я поняла, что это верно по отношению к тем, кто обо мне заботится. И когда я опускаю стандарты, они всё равно выше, чем ожидают от меня те, кто меня любит.

Ищите радость в празднике, который вы можете отметить.

Я не могу провести Рождество с детьми и их семьями, потому что не в силах поехать к ним. Так где радость? Честно говоря, иногда мне приходится постараться, чтобы найти её, и да, в праздники я испытываю смешанные чувства…не всегда радость. Но если постараться, то можно найти. Радость может быть даже несколько извращённой – ну и что! Когда я вижу все эти истории в новостях, какие кошмары приходится выносить людям, путешествующим в праздники – пробки на снежных дорогах, ночёвки в аэропортах из-за отменённых рейсов – я говорю себе: «Как хорошо, что я дома».

Второй источник радости для меня – мирное спокойствие нашего с мужем рождественского дня. Это делает Рождество несколько старомодным и гармоничным с духовной природой этого дня. Да, периодически ощущается пустота по сравнению с временами, когда в доме было двое детей. Но тишина радует.

Иногда мы стараемся найти кафе, которое работает, чтобы мы могли поговорить и понаблюдать за людьми. Я заметила молчащего человека, который, как и мы двое, проводил Рождество не с семьёй. И это чувство связи принесло мне радость.

Не забывайте об осознанности, самосочувствии и спокойствии.

Почему осознанность? Потому что осознанность – это присутствие в настоящем моменте. Это включает и происходящее в вашем теле и сознании. Чем больше вы подстраиваетесь к тому, как чувствуете себя физически, и чем лучше вы знаете, как ваше сознание откликается на происходящее, тем лучше вы можете позаботиться о себе.

Например, если вы в гостях, осознанность поможет вам вовремя понять, что тело слишком устало, чтобы продолжать общение. Важно понимать, что происходит в сознании, когда тело посылает такие сигналы. Пытается ли оно отговорить вас от того, чтобы прислушаться к телу? Пытается ли оно через стыд заставить вас общаться дольше, чем вы можете выдержать? Чем больше вы знаете о реакции сознания, тем более вы будеет готовы совершить действие самозащиты.

Почему самосочувствие? А почему нет? Непросто так ограничивать себя в праздники и не иметь возможности делать то, чего вам больше всего хочется. Моим первым выбором было бы отправиться в дом дочери в Лос-Анджелесе, где провести рождественское утро, а потом отправиться в Сан-Диего к сыну. Но я не могу этого сделать. Это не должно вызывать самообвинений. Это должно вызвать самосочувствие – необходимый инструмент для выживания с хронической болезнью.

Почему самообладание? Самообладание – это то спокойное и сбалансированное состояние сознания, когда вы всегда помните, что в жизни есть подъёмы и спады, и не всегда можно получить то, что вам хочется. Когда я принимаю, что не могу отметить праздники так, как мне бы это хотелось, я могу отказаться от сопротивления, испытываемого в отношение к жизни, которая у меня есть. И это хорошо. Это помогает мне чувствовать себя в мире во время праздников.

Мира вам и благополучия.

Добавить комментарий

