Сон при синдроме хронической усталости: качественное исследование, проведённое на пациентах, Часть 6/6(The experience of sleep in chronic fatigue syndrome: A qualitative interview study with patients, Part 6/6)

Таблица 3. Связанные со сном темы (и подтемы), полученные посредством качественного анализа

Основные темы Связанные с ними подтемы Иллюстрирующие цитаты
Нарушения сна

 

 

Различия между индивидами (В таблице 4 указана природа и частота различных проблем со сном у выборки) «У меня много проблем с засыпанием, но они проявляются по фазам» (У5)

«В 99% случаев я засыпаю, стоит мне оказаться в кровати…меня просто вырубает» (У8)

«Ужасно, когда ты ворочаешься в кровати, не в силах заснуть. Это длится часами…минимум раз в неделю мне вообще не удаётся заснуть за ночь» (У7)

«Мне достаточно просто заснуть, но у меня много других проблем…» (У1)

«У меня чувство, что я много сплю, но это не очень хороший сон, если вы понимаете, о чём я говорю» (У5)

«Он неустойчив…такое ощущение, что мне недостаточно сна, это нарушенный сон…» (У1)

«Я не могу заснуть и должен просто ждать, когда полностью лишусь сил…это кошмар» (У11)

«Для меня это очень ранние просыпания…длительность просыпания варьируется, иногда это час, иногда я просыпаюсь, потягиваюсь и снова засыпаю…всё меняется» (У2)

«Я просыпаюсь и снова засыпаю уже где-то через час» (У5)

«Иногда я переживаю очень отчётливые, реалистичные сновидения» (У11)

Изменчивость сна в ходе болезни

 

 «Каждую ночь что-то другое…меняется» (У1)

«В последние месяцы, может быть даже год, мой сон становится всё более нарушенным и нерегулярным» (У2)

«Когда это [СХУ] началось, я просто не могла встать с кровати» (У9)

«Сейчас я не могу заснуть, когда хочу спать…а иногда бывают периоды, когда я только и делаю, что сплю» (У7)

«Не похоже на то, что было в прошлом. Раньше раз в неделю выдавалась ночь, когда сон не нарушался; сейчас только раз в неделю я почти не сплю ночью. Думаю, это улучшения» (У7)

«В начале моё тело словно забыло, как просыпаться…в какой-то момент я проспала шесть дней подряд»

Нарушители сна «…эти перепады температуры тела – настоящая проблема…

«приливы жара каждые два часа по ночам гораздо хуже, я просыпаюсь от этого» (У1)

«температура тела у меня меняется очень быстро. В один момент я вся горю, но уже в следующий – трясусь от холода…Не могу спать, когда меня знобит» (У10)

«Я просыпаюсь и понимаю, что мне холодно…потому что я сбросил с себя одеяло – видимо, мне было жарко; очень сложно это регулировать, особенно зимой» (У11)

«По ночам я просыпаюсь от боли в теле» (У3)

«Мне всегда очень больно, а по ночам боль в шее и плечах усиливается» (У4)

«Совсем не здорово, что я просыпаюсь от любого шума, я всегда просыпаюсь…к примеру, если я спрошу жениха: «Ты это слышал», он лишь пожимает плечами, тогда я как я просыпаюсь от каждого звука» (У9)

«…мой мозг тоже довольно активный…не могу снова заснуть…я никогда не встаю, если не сплю ночью, потому что ничего хорошего это не принесёт; единственное, что мне помогает, — отвлечься, так что я просто читаю» (У1)

Поддержание/Усиление симптомов «Сон во многом на меня влияет…значительно определяет моё самочувствие» (У1)

«Если я не очень хорошо спала, то ещё до того, как встать, я чувствую боль во всём теле…мне сложнее физически…я не чувствую себя восстановившейся…очень усталой, усталость во всём теле, если я не очень хорошо спала» (У1)

«сочетание стресса и недостатка сна только усиливает стресс, что ещё больше сбивает с толку» (У11)

«я не могу собраться с мыслями, моё мышление…спутанное, мысли мешаются в кучу» (У3)

«От усталости слова путаются, я использую неправильные слова или просто не могу подобрать нужное» (У11)

«Я чувствую себя довольно плохо, когда просыпаюсь..очень усталой по утрам, даже если спала нормально. Всё тело болит, меня тошнит» (У3)

Влияние сна на функционирование в течение дня

 

Влияние на качество жизни «Когда я всё время спала, то практически не проводила времени с супругом, а в конце дня не было ощущения, что я чего-то достигла» (У7)

«Я проводила 2-3 месяца в постели, чтобы восстановиться и снова выйти на работу» (У7)

«обрывистый сон с длительными промежутками бодрствования – довольно внушительная часть моей жизни, и это скучно» (У7)

«Когда это [СХУ] началось, я не могла встать с постели; я перестала ходить в школу, а моему брату приходилось носить меня в ванную…» (У9)

«У меня не было энергии, я днями была прикована к кровати» (У8)

«непредсказуемость обострения симптомов; я отправился в отпуск, а потом мне пришлось провести значительную часть этого времени в постели» (У11)

«Нет какого-то повторяющегося узора; иногда я чувствую такую усталость, что не могу даже поднять книгу, я словно овощ, не могу функционировать. Как это происходит в последние 4 недели. Я захожу в магазин и даже не знаю, что беру…просто накидываю в корзинку и выхожу» (У6)

Представления о влиянии на функционирование в течение дня «Я бы сказала, восемь часов; очень чувствуется, если я проспала меньше…Если я просплю пять-шесть часов, то чувствую это. Пожалуй, я сплю порядка 6-7 часов сейчас, но сон нарушен, и это тоже оказывает влияние» (У1)

«В идеальном мире мне бы хотелось снова спать около 8 часов, при таком количестве я хорошо функционировал – если сон не прерывался. Теперь я сплю меньше…хм, сейчас я функционирую с учётом того количества сна, которое получаю…хм, просто гораздо большее количество времени я чувствую сильную усталость» (У2)

«Такое ощущение, что сколько бы я не спала…Я никогда не функционирую так, как это происходит с нормальными людьми…Словно я всегда, всегда просыпаюсь усталой, сколько бы мне не удалось поспать. В некоторые ночи это всего 2-3 часа, и конечно мне будет гораздо хуже. Но нет разницы между 6 часами и 12 часами сна, я чувствую себя всё также плохо» (У9)

«Я бы сказала, 8 часов сна подряд…но я не получала этого годами. Я ложусь около 10 часов вечера, хм…но в целом сплю порядка 6 часов» (У10)

Регуляция активности «Я просыпаюсь в своём ритме, очень медленно; я не могу просто подскочить и побежать; это всегда очень медленный темп, который диктует мне, смогу ли я принять душ или самостоятельно одеться» (У8)

«Между лекциями я дремлю, потому что университет меня изматывает» (У9)

«Мне приходится прилечь поспать после, иначе я буду настолько вымотана, что вообще не смогу функционировать» (У5)

«Чем более я активна, тем больше шансов, что ночью мне удастся нормально поспать, иначе мозг просто не затихнет» (У10)

«Я практикую пошаговый подход. Если я ем правильную еду, нужное количество времени тренируюсь, сплю достаточно и соблюдаю режим, это положительно влияет на моё состояние. Мне понадобилось много времени, что понять: нельзя разряжать батарейку» (У11)

«Можно улучшить ситуацию, управляя ею; я сделал это, и из этого теперь состоит моя жизнь. Это оптимизированное состояние» (У11)

«Каждый день, приходя домой, я ложусь вздремнуть, настолько я измотана…потом я могу работать головой и мыслить чётче до конца дня» (У7)

Попытки регуляции сна Адаптация и принятие нарушенного сна «Ночью ты не получаешь нормального сна, и по утрам чувствуешь себя довольно вяло; но я привык, к этому адаптируешься» (У2)

«8 месяцев я спала на диване. Сложно делить пространство с человеком, который должен встать утром, это сильно влияет. Ещё теперь у меня есть подъёмник для лестницы, так что у возможности лечь в кровать есть и практические аспекты» (У7)

«Я адаптировал свой образ жизни и мышления, и живу в рамках своих возможностей» (У11)

«Так я справляюсь с…неважно, каким был день вчера…ты не планируешь слишком многое или вообще, ты просто…ориентируешься по ситуации» (У8)

«[как семья] мы научились справляться со сном» (У3)

«это [плохой сон] всегда меня беспокоило, но за 8 лет это просто стало частью моей жизни, что я не засну» (У6)

«Это принятие и попытки» (У10)

Альтернативные варианты лечения «Перед сном я выбрасываю из головы все мысли; если меня что-то беспокоит или волнует  — я просто записываю это» (У10)

«Я научилась некоторым техникам – например, позитивное мышление; я вспоминаю, что у меня есть удобная кровать…» (У1)

«когда я просыпаюсь, иногда мне помогает чтение (У1)

«У меня есть гомеопатический набор…Я использую Bach Flower Oilve для сна» (У6)

«Сон был практически прописан мне…чувствую себя восстановившейся после сна» (У10)

«Я наношу на запястья и подушки лавандовый спрей, это работает. Я включаю диски со звуками природы и китов, пытаюсь считать в обратном порядке [вздыхает]. Я прикладываю к этому [сон] много усилий» (У10)

«Я много медитирую, чтобы отключить мозг. Когда я лежу в кровати, всё нужно отключить. Я использую релаксационные упражнения, чтобы расслабиться» (У11)

Таблица 4. Природа и частота проблем со сном и факторов, которые нарушают сон у пациентов с синдромом хронической усталости (n = 11)

Встречаемость в группе (%) У1 У2 У3 У4 У5 У6 У7 У8 У9 У10 У11
Проблемы с длительностью сна
Сложности с засыпанием 4 (36,4) + + + +
Частые просыпания/прерывистый сон 9 (82) + + + + + + + + +
Просыпания (длительные) 3(27,3) + + +
Длительный сон 3 (27,3) + + +
Короткий сон 6 (54,5) + + + + + +
Ранние просыпания 7 (63,6) + + + + + + +
Дневной сон 6 (54,5) + + + + + +
Нарушители сна
Реалистичные сновидения 5 (45,5) + + + + +
Возбуждённость (во время сна) 5 (45,5) + + + + +
Температура 5 (45,5) + + + + +
Боль во время сна 5 (45,5) + + + + +
Изменения в ходе болезни 10 (90,9) + + + + + + + + + +

Сон при синдроме хронической усталости: качественное исследование, проведённое на пациентах, Часть 1

Сон при синдроме хронической усталости: качественное исследование, проведённое на пациентах, Часть 2

Сон при синдроме хронической усталости: качественное исследование, проведённое на пациентах, Часть 3

Сон при синдроме хронической усталости: качественное исследование, проведённое на пациентах, Часть 4
Сон при синдроме хронической усталости: качественное исследование, проведённое на пациентах, Часть 5

Добавить комментарий

